Главная Архив новостей Федеральный Закон

МИЦ "Пиво и напитки ХХI век"

12.JPG

Проект № 484412-5 во втором чтении

О внесении изменений в Федеральный закон

«О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе»

 

подробнее...

 

Комментарии к Проекту № 484412-5  (ко второму чтению)

ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании

 производства и оборота этилового спирта…»

В действующей редакции закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» на деятельность по производству и обороту натуральных напитков с содержанием этилового спирта не более 6 процентов объема готовой продукции, изготовленных из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта действие указанного закона не распространяется (абзац 5 пункта 3 статьи 1).

Однако, в проекте № 484412-5, подготовленном ко второму чтению, предложено полностью изменить пункт 3 статьи 1, исключив натуральные напитки из перечня продукции, на которую Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» не распространяется.

Предлагаемые поправки в закон, если они будут приняты в таком виде, приведут к негативным последствиям для малого и среднего бизнеса, вовлеченного в производство натуральных напитков, таких как: медовуха, сбитень, сидр, пуаре.

Медовуха, сбитень, сидр являются традиционными российскими напитками, известными на Руси еще с незапамятных времен. Они производится исключительно из натурального сырья (меда, яблочного сока) путем естественного сбраживания без добавления этилового спирта. Несмотря на былую популярность, их производство в СССР было полностью прекращено, а многие рецепты изготовления безвозвратно утрачены.

Только благодаря энтузиазму отечественных предпринимателей, отыскавших старинные рецепты производства и познакомивших российского потребителя с традиционными напитками, производство натуральных напитков медовухи, сбитня, сидра, пуаре начиная с 2000г. начало постепенно возрождаться. В результате возобновления производства был дан толчок развитию фруктового садоводства и производства меда в России. Впервые за последние годы произошло увеличение площадей яблоневых садов и пасек.

В развитие садоводства вкладываются значительные финансовые ресурсы. В селекционную работу вовлекаются научные работники, создаются новые рабочие места. Осуществляются крупномасштабные закупки сырья у отечественных производителей.

С введением нового порядка производства и оборота натуральных напитков (сидра, пуаре, медовухи и сбитня), в случае принятия предложенных поправок к закону, существенно возрастет финансовая нагрузка на малый бизнес, занятый в этой сфере деятельности. Возрастут затраты, связанные с автоматизированным учетом, хранением продукции. Ряд предприятий придется просто закрыть из-за невозможности переустройства или переоборудования помещений, не соответствующих лицензионным требованиям производства алкогольной продукции.

Представляется очевидным, что не дешевые (в сравнении с пивом) натуральные напитки (сидр, пуаре, медовуха и сбитень) с низким и крайне низким (менее 6%) содержанием алкоголя, оказывающие менее ощутимое отрицательное воздействие на организм, не смогут конкурировать ни с водкой, ни с дешевым суррогатом типа «коктейлей» в банках. В результате, введение лицензирования может привести не к снижению алкоголизации населения, а прямо к противоположному эффекту.

В своем заключении на законопроект Президент РФ Д.А.Медведев указал на изъятие из сферы действия Федерального закона, касающееся деятельности по производству и обороту натуральных напитков с содержанием этилового спирта не более 6 процентов объема готовой продукции, изготовленных из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта.

Президент РФ обратил внимание на нечеткость формулировки понятия «натуральный напиток», данного в законе, и полагает, что конкретные виды натуральных напитков могут быть включены в предусмотренный подпунктом «а» пункта 2 статьи 1 законопроекта перечень пищевой продукции, на которую не распространяется действие Федерального закона, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.

Действительно, постановлением Правительства РФ натуральные напитки (сидр, пуаре, медовуха и сбитень) теоретически могут быть включены в указанный перечень, но для этого может потребоваться значительный период времени, в течение которого в отношении натуральных напитков будет существовать правовая неопределенность.

В связи с этим, целесообразно одновременно с принятием поправок в Федеральный закон включить натуральные напитки (сидр, пуаре, медовуху и сбитень) в перечень пищевой продукции, на которую не распространяется действие Федерального закона.

Поскольку в настоящее время не разработан специальный технический регламент на натуральные напитки (сидр, пуаре, медовуху и сбитень), то возникает сомнение, что данная пищевая продукция вообще будет включена в указанный перечень.

Кроме того, в связи с нечеткостью предложенных в законопроекте определений целый ряд натуральных напитков (сидр, пуаре, сбитень, медовуху) можно одновременно отнести к различным группам алкогольной продукции, начиная от виноматериалов и заканчивая напитками, изготавливаемыми на основе пива.

 Считаем, что конкретизация понятия «натуральный напиток» в самом законе поможет избежать разночтений и выработать единую правоприменительную практику в отношении производства и оборота натуральных напитков.

Согласно ГОСТ Р 52335-2005 «Продукция винодельческая. Термины и определения» натуральный напиток - винодельческий продукт, изготовленный с использованием виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта, а также без применения этилового спирта и продуктов, изготовленных с добавлением этилового спирта».

Также представляется необоснованным запрет на розничную продажу алкогольной продукции на автозаправочных станциях. По замыслу разработчиков законопроекта данное ограничение направлено на недопущение покупки алкоголя водителями. Однако данное ограничение вряд ли достигнет своей цели при общей доступности алкоголя, но может привести к другим негативным последствиям.

В настоящее время на современных автозаправочных станциях прибыль от реализации сопутствующих товаров значительно превышает прибыль от реализации топлива, а сами торговые точки на АЗС ничем не отличаются от супермаркетов. Ограничение продажи алкогольной продукции на АЗС приведет к снижению прибыли от деятельности по продаже сопутствующих товаров и, чтобы нивелировать упущенную выгоду, владельцы АЗС будут вынуждены включить свои издержки в стоимость топлива, что скажется на конечном потребителе.

Вызывает вопрос ограничения объемов нелицензируемого производства пива (30 тысяч декалитров в год), изложенный в пункте 1 статьи 18.

«Указанное требование (о лицензировании) не распространяется на производство пива организациями, имеющими основное технологическое оборудование для производства пива мощностью не более чем 30 тысяч декалитров пива в год

Объем в 30 тысяч декалитров явно занижен.

Одним из критериев отнесения организации к микро предприятию в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» является годовой оборот организации 60 миллионов рублей. Не трудно подсчитать, что при средней стоимости пива 40 руб. за 1 литр годовой объем производства должен составлять 150 тысяч декалитров в год.

Представляется, что объем 150 тысяч декалитров в год наиболее точно отвечает реалиям сегодняшнего дня.

 

 

Предлагается:

 

1. Статью 2 «Основные понятия…» дополнить подпунктом следующего содержания:

«натуральный напиток – винодельческий продукт с содержанием этилового спирта не более 6 процентов объема готовой продукции, изготовленный с использованием виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта, а также без применения этилового спирта и продуктов, изготовленных с добавлением этилового спирта (сидр, пуаре, медовуха, сбитень и др.)».

2. Пункт 7 статьи 2 изложить в следующей редакции: «алкогольная продукция – пищевая продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 1,5  процента объема готовой продукции, в том числе питьевой этиловый спирт, спиртные напитки (в том числе водка), вино (в том числе натуральное вино), а также пищевая продукция с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, в том числе пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, натуральные напитки (в том числе сидр, пуаре, сбитень, медовуха), за исключением пищевой продукции по перечню, установленному Правительством Российской Федерации».

3. В статье 8:

а).  в пункте 2:

в абзаце первом после слова «виноматериалов» дополнить словами «, пива, пивных напитков и натуральных напитков»;

в абзаце втором слова «газируемых спиртных напитков с содержанием этилового спирта не более 9 процентов объема готовой продукции»  заменить словами «пива, пивных напитков и натуральных напитков».

б). в пункте 2.1. дополнить подпунктом 7) следующего содержания:

7) производства, закупки, хранения и поставки пива, пивных напитков и натуральных напитков.

4. В статье 11:

а).  пункт 1 изложить в следующей редакции:

«1. Производство и оборот алкогольной (за исключением розничной продажи пива, пивных напитков и натуральных напитков) и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляются организациями.

Розничная продажа спиртосодержащей непищевой продукции осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями».

б). пункт 5 изложить в следующей редакции:

«5. Закупка (за исключением импорта), поставка (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции (за исключением пива, пивных напитков и натуральных напитков) осуществляется по ценам не ниже цен, установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти».

в). пункт 6 изложить в следующей редакции:

«6. Производство и оборот алкогольной продукции (за исключением пива, пивных напитков и натуральных напитков) с содержанием этилового спирта не более 7 процентов объема готовой продукции осуществляется в потребительской таре объемом не более 330 миллилитров».

г). пункт 7 изложить в следующей редакции:

«7. Оборот произведенной в Российской Федерации или ввезенной в Российскую Федерацию алкогольной продукции определенных наименований, характеристик и свойств (за исключением пива, пивных напитков и натуральных напитков) допускается только после внесения уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в федеральный реестр алкогольной продукции уведомления о начале оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции».

5. В статье 12:

а). в пункте 2:

Абзац первый изложить в следующей редакции:

«2. Алкогольная продукция, за исключением пива, пивных напитков и натуральных напитков, подлежит обязательной маркировке в следующем порядке:».

6. В статье 14:

а). пункт 1 изложить в следующей реакции:

«1. Организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной (за исключением розничной продажи пива, пивных напитков и натуральных напитков) и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота … далее по тексту».

7. В статье 16:

а). пункт 1:

«1. Розничная продажа алкогольной продукции (за исключением пива, пивных напитков и натуральных напитков) осуществляются организациями.

Розничная продажа пива, пивных напитков и натуральных напитков осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями»;

б). пункт 2:

в абзаце три исключить фразу «на автозаправочных станциях»;

абзац пять изложить в следующей редакции:

«на оптовых и розничных рынках, объектах военного назначения, а также в нестационарных торговых объектах (за исключением розничной продажи пива, пивных напитков и натуральных напитков с содержанием этилового спирта не более чем 5 процентов объема готовой продукции)»

абзац восемь изложить в следующей редакции:

«Запрет на розничную продажу алкогольной продукции в местах, указанных в абзацах третьем – пятом настоящего пункта, не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую организациями, розничную продажу пива, пивных напитков и натуральных напитков, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании ими услуг общественного питания, а также на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую магазинами беспошлинной торговли».

в). пункт 5:

«5. Не допускается розничная продажа алкогольной продукции (за исключением розничной продажи пива, пивных напитков и натуральных с напитков с содержанием этилового спирта 5 и менее процентов объема готовой продукции) с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива, пивных напитков и натуральных напитков, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальным предпринимателями услуг общественного питания».

в). пункт 6:

«6. Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива, пивных напитков и натуральных напитков), должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, но не менее чем срок действия соответствующей лицензии, стационарные торговые и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров (не менее 25 квадратных метров для сельских поселений).

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива, пивных напитков и натуральных слабоалкогольных напитков (за исключением розничной продажи пива, пивных напитков и натуральных напитков с содержанием этилового спита 5 и мене процентов объема готовой продукции), должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде стационарные торговые и складские помещения.

Требования, указанные в абзаце втором настоящего пункта, не распространяются на розничную продажу пива, пивных напитков и натуральных напитков, осуществляемую организациями и индивидуальными предпринимателями при оказании ими услуг общественного питания.

Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива, пивных напитков и натуральных  напитков, должны иметь контрольно-кассовую технику».

8. В статье 18:

а). пункт 1:

добавить абзац шесть следующего содержания:

«производство и оборот натуральных напитков

абзац шесть сделать абзацем семь и изложить в следующей редакции:

Указанное требование не распространяется на производство пива и пивных напитков организациями, имеющими основное технологическое оборудование для производства пива мощностью не более чем 150 тысяч декалитров пива в год

9.  В Статье 5 проекта:

а).  пункт 5 изложить в следующей редакции:

«5. Установить, что до 1 января 2013 года положения абзаца второго пункта 2 статьи 8, абзаца четвертого пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (в редакции настоящего Федерального закона) не применяются в отношении производства пива, пивных напитков и натуральных напитков.

б). пункт 6 изложить в следующей редакции:

«6. Установить, что до 1 января 2012 года положения статьи 10.2 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (в редакции настоящего Федерального закона) не применяются в отношении производства пива, пивных напитков и натуральных напитков.

в). пункт 7 изложить в следующей редакции:

«7. Установить, что до 1 января 2012 года требования пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (в редакции настоящего Федерального закона) не применяются в отношении производства пива, пивных напитков и натуральных напитков.